Модернизация системы энергоснабжения ДЭС с изношенным устаревшим высоковольтным оборудованием на примере технического перевооружения Мезенской ДЭС в г. Мезень Архангельской области включает в себя замену дизель-генератора ДГ-72М, монтаж новой системы газовыхлопа, установку выносного электрорадиатора, монтаж вспомогательного оборудования для подключения новых дизель-генераторов в энергетический комплекс ДЭС.
Дизель-генераторы типа ДГ-72М – это высоковольтный дизельэлектрический агрегат 1989 года выпуска, тип 6ЧН1А 36/45, мощность 882,3 кВт. Напряжение генератора 6300 В. Габариты ДЭА открытого исполнения, 6360х1960х3390 мм. Вес, 33 100 кг. Три дизель-генератора работают в параллели и служат основным и резервным источником электроэнергии для населенного пункта Мезень.
Разборка части кирпичной стены с оконными проемами необходима для возможности демонтажа и погрузки элементов ДГУ на автокран с последующим вывозом для утилизации. После завершения всех монтажных работ стена и оконные проемы будут восстановлен. Демонтаж части стены высотой 3450 мм от верха фундамента до низа перемычки здания ДЭС и шириной 3590 мм начинается с демонтажа окон – удаления стекол из рамы, снятия створки, демонтажа наличников и рамы. При демонтаже кирпичных стен определяется размер и вес выбиваемой части, работы производятся кувалдой или перфоратором от потолка к полу.
Отходы строительного производства вывозятся на действующую свалку, внесённую в ГРОРО. Вывоз отходов предусмотрен автотранспортом на полигон с передачей по договору специализированной организации, имеющей лицензию на утилизацию отходов.
Перед непосредственным демонтажем ДГУ типа Г-72М производятся работы по выводу оборудования из эксплуатации. Для этого необходимо слить масло, охлаждающую жидкость, топливо из дизель-генератора, отсоединить внешние коммуникации дизель-генератора (выхлопная система, топливная система, система охлаждения, электрические кабели и т.д.), снять оборудование, которое может помешать демонтажу, снять крепление рамы дизель-генератора.
Демонтаж ДГУ производится поэлементно. Вес рамы ДГУ составляет 6,7 т, блока - 5 т, коленчатого вала - 3,8 т. С помощью внутрицеховых мостовых кранов 5 т и 3 т демонтируемые элементы поднимаются и устанавливаются перед разобранным проемом на подставки, далее оборудование грузят на бортовой автотранспорт автокраном грузоподъемностью 25 тонн.
Для защиты настила от продавливания предусмотрена укладка бруса 6000х150х150 и стального листа 4х3000х150 с опиранием на существующий фундамент и фундамент стены при перестроповке.
Демонтаж трубопроводов и стоек крепления газохода, масляного бака и трубопроводов из приямка производится поэлементно без разборки. Демонтаж котла-утилизатора производится без разборки с отсоединением фланцев газоходов. Бетонная подливка под существующие ДГУ также демонтируется.
Демонтируемое оборудование вывозится автотранспортом в г. Архангельск с целью дальнейшей утилизации в пункты приема металла. Частично демонтируемое оборудование кладируется на базе металлолома Мезенской ДЭС с целью повторного использования (при необходимости).
Две ДГУ ТЭ.1000 монтируются на подготовленный фундамент и крепятся с помощью анкерных болтов. Для этого на существующий фундамент устанавливается сетка платов с привариванием к заглубленным анкерным болтам с последующим фрезерованием совместно с фундаментной подушкой для выравнивания поверхности.
Новые ДГУ загружаются в помещение с помощью кранового оборудования, затем ДГУ устанавливаются на специальные тележки и перемещается на место монтажа. После выверки и закрепления оборудования на фундаменте производят подливку под оборудование, заполняя бетонной смесью зазор между его опорной частью и фундаментом.
Выполнен монтаж трубопроводов системы топливоподачи с запорной арматурой для подключения к существующему топливопроводу.
Для подключения новых ДГУ проложены силовые кабельные линии 6 кВ по строительным конструкциям кабеленесущей системы, установлены кабельные муфты 6 кВ, проложены кабели 0.4 кВ цепей собственных нужд, цепей РЗА ДГУ, цепей управления ДГУ, цепей телемеханики ДГУ. Монтаж кабеленесущей системы выполнен, в том числе с устройством каналов в бетонном фундаменте по размеру лотка. При установке ДГУ подведено заземление к ДГУ, выносной панели управления, к топливным бакам и топливным магистралям, кабельным каналам и их перекрытиям.
Выполнен монтаж вспомогательного оборудования для подключения новых дизель-генераторов в энергетический комплекс ДЭС:
В рамках ПНР по программе индивидуальных испытаний с помощью электротехнической лаборатории провели испытания синхронного генератора и силового кабеля, измерили сопротивление заземляющего устройства, проверили устройства РЗА, наличие цепи между заземленными установками и элементами заземленной установки, срабатывание расцепителей автоматических выключателей, сопротивление петли фаза-нуль путём непосредственного замера тока однофазного короткого замыкания на корпус электрооборудования.
Система охлаждения ДГУ - выносная. Два драйкулера (сухая градирня) монтируются на подготовленный фундамент с внешней стороны здания. Охлаждение ДГУ происходит за счет окружающей среды. Внутри помещения монтируется система трубовпроводов от ДГУ к радиатору.
Был подготовлен фундамент-основание для надежного крепления оборудования. На месте монтажа разработан грунт. В котлован в несколько слоев засыпан песок (толщина каждого слоя не менее 20 см). Подстилающий слой из песка утрамбован и выведен до необходимого уровня, он не подвержен пучению, усадке и сжатию. Далее был устроен подстилающий слой из щебня, который также был утрамбован специальным оборудованием – виброблитой. Каждый новый слой максимально ровный, нужной толщины. Это основа для надежности всей конструкции.
Монолитные работы по устройству фундамента производятся с помощью установки опалубки по всему периметру фундаментной плиты, монтажа стальной арматуры, установки поддерживающего арматурного каркаса и крепления, сваривая соединения дуговой сваркой. Следующий этап – бетонирование фундаментной плиты.
Опорные металлоконструкции монтируются при помощи сварки, крепление необходимых опор производится к закладным деталям, с установкой дюбелей и болтов для размещения оборудования, труб и других элементов инженерных сетей. Сварка производится к каждому кронштейну с трех сторон.
По месту в помещении были изготовлены: подставка под электронасос, опоры под трубопроводы. Через технологические отверстия в стене проложены коммуникации и трубопроводы к радиатору.
Установлены два выносных радиатора (драйкулера) Terma мощностью 813 кВт на шесть вентиляторов, и трубопроводы к нему. Для поддержания давления в циркуляции жидкости в системе отопления и охлаждения установлен электронасос Calpeda NM 65/16D/B 400/690/50 Hz.
Смонтирована система дозаправки/слива ОЖ, установлен шкаф управления и электрический подогреватель ОЖ.
Отвод отработанных газов двигателя осуществляется наружу через спроектированную выпускную систему, которая не создает излишнего противодавления на двигатель ДГУ.
Для трубопроводов системы газовыхлопа весом 1 т монтируются опорные конструкции.
Установленная газоотводная магистраль изолирована и защищена от попадания на ее поверхность капель ГСМ и любых других горючих предметов. Выход отводящей трубы защищен от попадания атмосферной влаги. Для системы выхлопа выполнен технологический проем в стене с учетом установки блока утилизации тепла и выполнено переустройство выхлопной трубы высотой 7800 мм диаметром 325 мм.
Основные составляющие системы по удалению отработанных газов:
Блок утилизации теплоты предназначен для утилизации теплоты отработанных газов дизель-генераторной установки Mitsubishi S12R-PTA 1040кВт.
БУТ Б65.125А7 состоит из следующих основных элементов:
БУТ устанавливается в непосредственной близости от ДГУ и подключается к его системе газовыпуска. Главным элементом БУТ является котёл-утилизатор КУВИ-65.125А7. В нем осуществляется перенос теплоты от отработанных газов ДГУ к нагреваемой воде через трубчатую теплообменную поверхность.
Перед кирпичной кладкой произведена геодезическую разбивка осей и разметку положения стен в соответствии с проектом, проверена уровнем горизонтальность основания под стену, выполнена разметка расположения оконных проемов.
Кладка стен выполняется каменщиками высокого уровня квалификации и точности. Правильность установки каменщик контролирует по отвесу и уровню. В оконные проемы производится монтаж окон. Ставят раму по уровню, закрепляют ее к стене, производят сборку окна. После монтажа выполняют герметизацию зазора вокруг конструкции монтажной пеной.